Предстоятель Русской Православной Церкви почтил память родственников Патриарха Сергия на месте их захоронения

13 августа 2017 года, в завершение однодневного Первосвятительского визита в Нижегородскую епархию , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл побывал на месте исторического Алексеевского женского монастыря в Арзамасе. В настоящее время это территория одной из воинских частей Нижегородского гарнизона.

Святейшего Патриарха Кирилла сопровождали губернатор Нижегородской области В.П. Шанцев, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий , руководитель Административного секретариата Московской Патриархии архиепископ Солнечногорский Сергий .

На месте бывшего кладбища, где были погребены родственники Патриарха Сергия, установлен крест, у которого была возглашена вечная память протоиерею Николаю, Любови, протоиерею Иоанну, Пелагее, игумении Евгении и всем зде погребенным.

Святейший Патриарх Кирилл, В.П. Шанцев и митрополит Нижегородский Георгий возложили цветы к кресту в память о родственниках двенадцатого Предстоятеля Русской Православной Церкви.

Затем Святейший Патриарх ознакомился с информацией, представленной на установленных на территории воинской части стендах, рассказывающих об истории монастыря и династии Страгородских.

***

Алексеевский женский монастырь в Арзамасе (Новодевичий в честь преподобного Алексия, человека Божия, женский монастырь) был основан в 1634 году по указу царя Михаила Федоровича арзамасским воеводой князем Н. Шаховским как «царское богомолие».

На территории обители были построены деревянный храм Казанской иконы Божией Матери с тремя приделами (в честь преподобного Алексия, человека Божия; священомученика Филиппа, митрополита Московского; преподобной Марии Египетской), храм Всех святых, монашеские кельи. Обитель была бедна и немноголюдна.

В 1744 году была перестроена деревянная Казанская церковь, в 1753 году вместо Алексеевского придела Казанской церкви был построен каменный Алексеевский храм с приделом в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В 1764 году Алексеевский монастырь был упразднен. Казанская и Алексеевская церкви стали приходскими, все имущество обители было передано Арзамасскому Николаевскому женскому монастырю, в который перевели настоятельницу с монахинями. Из-за недостатка помещений в Николаевском монастыре послушницы Алексеевской обители остались на прежнем месте. Со временем к ним присоединялись женщины, желавшие посвятить жизнь служению Богу.

18 августа 1777 года по прошению клириков и прихожан Алексеевской церкви Владимирский епископ Иероним благословил строительство на месте обветшавшего деревянного Казанского храма каменного в честь Вознесения Господня с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери. Антиминс и богослужебная утварь из упраздненной деревянной Казанской церкви были переданы в Алексеевский храм. Тем же указом проживавшие при Алексеевском храме послушницы были переведены в Вознесенскую церковь.

Расцвет Алексеевской общины связан с именем преподобного Феодора Санаксарского (дяди адмирала Федора Ушакова). Преподобный стал духовником Алексеевской общины, в которую вступили приехавшие из Санкт-Петербурга его духовные дочери. Преподобный Феодор составил для насельниц правила общежития, посещал сестер 2-3 раза в год, переписывался с настоятельницами, помогал пожертвованиями.

До 1813 года община подчинялась Николаевскому монастырю, но фактически руководилась избиравшейся из числа сестер настоятельницей. Община быстро росла: в 60-х гг. XVIII века в ней состояли 38 сестер, в начале XIX века — 270.

В 1813 году указом Нижегородского епископа Моисея (Близнецова-Платонова) для проживавших при Алексеевском храме около 450 сестер была учреждена самостоятельная, независимая от Николаевского монастыря женская община, настоятельницы которой утверждались Нижегородским архиереем. Указом Синода от 22 декабря 1845 года в общине был принят устав, приравнивавший ее к общежительным монастырям, но без права совершать монашеские постриги. Сестры занимались шитьем церковных облачений, плащаниц, ткачеством, золотошвейная мастерская общины получала заказы не только из разных районов России, но и из Константинополя, Иерусалима, Молдавии.

21 ноября 1881 года по благословению епископа Нижегородского Макария (Миролюбова) сестры обители — около 500 человек — приняли иноческий постриг с облачением в камилавку и рясу. Определением Синода от 10 декабря 1897 года Арзамасская женская община была обращена в первоклассный женский монастырь с наименованием «Новодевичий, Алексия, человека Божия».

К 1917 году в обители было 838 насельниц: 90 монахинь и 748 послушниц. К началу XX века в монастыре было три храма. Монастырские постройки включали в себя 19 келейных корпусов, 2 больницы, странноприимный дом и др. До революции по количеству владений это была крупнейшая женская обитель в России. В Нижнем Новгороде с 1873 года было открыто подворье Алексеевского монастыря.

В 20-е годы XX века монастырь был закрыт. В настоящее время на его территории располагается воинская часть.

***

В истории Арзамасского Новодевичьего Алексеевского монастыря значительный след оставила родная тетка Патриарха Московского и всея Руси Сергия (Страгородского) игумения Евгения (Страгородская). Еннафа Ивановна Страгородская родилась 18 ноября 1834 года. Получив домашнее образование, воспитанная в страхе Божием, в 11-летнем возрасте она поступила в качестве воспитанницы в Арзамасский Николаевский женский монастырь. В 1854 году в возрасте 21 года послушница Еннафа Страгородская приняла постриг с именем Евгения. 5 марта 1879 года определена начальницей Алексеевской общины. В 1898 году настоятельница Алексеевского монастыря монахиня Евгения была возведена в сан игумении. 

В период настоятельства игумении Евгении (Страгородской) в Алексеевской обители сохранялись правила и монашеский устав, заведенный в обители еще в начале XIX века по благословению преподобного Феодора Санаксарского. По ее инициативе в монастыре была создана библиотека, в которой хранились книги по истории Церкви, поучения святых отцов, жизнеописания подвижников, различные религиозно-нравственные журналы. Настоятельница Евгения состояла в различных общероссийских благотворительных и просветительских организациях: являлась членом Холмского православного Богородицкого братства, была почетным членом общества в честь святой равноапостольной Нины, являлась членом Всероссийского общества Красного Креста, имела звание почетного члена Нижегородского братства в честь святого Георгия и Арзамасского братства во имя преподобного Сергия. В 1913 году матушка Евгении была удостоена приема во дворце императрицы Александры Федоровны. Незадолго до своей кончины, 23 марта 1914 года, за 35-летнюю деятельную и усердную службу Алексеевской обители игумения Евгения была высочайше пожалована именным портретом государя-императора Николая Александровича. Игумения Евгения была похоронена в родовом каменном склепе Страгородских, рядом с ее родителями протоиереем Иоанном и Пелагеей Васильевной Страгородскими, напротив алтаря Вознесенского храма.

Места захоронения родителей Святейшего Патриарха Сергия не сохранились, так как Всехсвятское кладбище города Арзамаса в советское время было полностью уничтожено.

В 1991 году на территории воинской части был обнаружен памятник игумении Евгении (Страгородской), провалившийся к тому времени внутрь склепа (о чем свидетельствуют рапорты военнослужащих, обнаруживших провал на месте захоронения). Впоследствии данный памятник был передан в городской музей.

Еще одна одна близкая родственница Патриарха Сергия, его родная сестра Александра всю жизнь провела в Арзамасе и проживала вблизи Алексеевского монастыря. Она родилась 19 февраля 1866 года. В сентябре 1883 года в Арзамасе состоялось венчание Александры Страгородской и преподавателя Евгения Архангельского. Через три года Евгений Архангельский был рукоположен в сан священника и определен настоятелем Арзамасской кладбищенской Всехсвятской церкви. За свою пастырскую, педагогическую и общественную деятельность священник Евгений Архангельский неоднократно был отмечен различными наградами.

У отца Евгения и матушки Александры никогда не было своих детей. Проживали они в родовом доме Страгородских, рядом с Алексеевской обителью, на улице Свободы. В октябре 1937 года престарелая матушка Александра вместе с другими священнослужителями Арзамаса была арестована. Ей было предъявлено стандартное обвинение в «антисоветской деятельности». В вину матушке Александре была поставлена ее связь с арзамасским духовенством, а также родство с Блаженнейшим митрополитом Сергием, своим родным братом, от которого она якобы получала различные инструкции и задания по проведению антисоветской деятельности. Несмотря на полнейшую нелепость всех обвинений и преклонный возраст (71 год), решением тройки НКВД Александра Николаевна Архангельская была приговорена к высшей мере наказания. 4 ноября 1937 года вместе с другими арзамасскими пастырями она была расстреляна.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

соц.сети