4 марта 2018 года в выставочных залах Российского православного духовно-культурного центра состоялось открытие уникальной выставки русской иконы XVI-XIX столетий «Пасха». Экспозиция старинных русских икон посвящена теме Страстей Христовых и славного Воскресения Спасителя.
Церемонию открытия возглавил епископ Корсунский Нестор , который обратился к собравшимся приветственной речью. Затем слово было предоставлено владелице частной коллекции икон госпоже Л. Маник. В мероприятии приняли участие священнослужители, деятели культуры, ценители иконографического искусства, а также гости Центра.
Выставка организована ассоциацией «Культура» при Троицком кафедральном соборе на набережной Бранли в Париже.
Собрание икон, состоящее из сотни шедевров русской иконописи XVI-XIX веков, формировалось парижскими коллекционерами в течение 50 лет. Коллекция отличается разнообразием стилей, школ и эпох православной иконописи, сменявших друг друга на протяжении пяти столетий. Среди экспонируемых образов представлены такие редкие иконы как «Беседа преподобных Варлаама и Иоасафа» начала XVIII столетия, «Архангел Рафаил, противостоящий землетрясению», «Положение даров в сокровищницу» XIX века и многие другие.
В рамках экспозиции выставлены десять икон XVI века, написанных в Москве, Пскове, Вологде, Центральной и Северной Руси. Благодаря этим иконам посетители выставки смогут оценить богатство и высокий уровень иконописного мастерства русских мастеров времен заката династии Рюриковичей. Одним из наиболее ценных экспонатов этого периода можно назвать образ святителя Николая Чудотворца, написанный в Центральной России. На полях иконы размещены шестнадцать фрагментов жития святого. Псковская школа иконописи представлена двумя иконами — «Избранные святые» и «Сошествие во ад». «Божия Матерь Одигитрия со святым Кириллом Белозерским» принадлежит кисти вологодских мастеров. Икона периода царствования Бориса Годунова «Успение Пресвятой Богородицы» отличается особо тонким письмом представляет московскую школу иконописи. Иконы святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста принадлежат кисти иконописцев Русского Севера.
Большая часть экспонируемых образов относится к XVII веку. Их разнообразие позволяет проследить, как развивалась русская иконография в течение этого периода. Среди экспонатов выставки представлены все иконописные центры Руси: Москва, Поволжье, Русский Север. Образ «Апостол Иоанн Богослов на Патмосе» — один из лучших примеров московского письма первой четверти XVII столетия; икона представляет собой частный заказ состоятельного столичного жителя. Московское письмо данной эпохи характеризуется изящностью изображения, исключительной техникой и подбором палитры.
К первой трети XVII века относится так называемая таблетка — икона, изображающая Вознесение Христа и «Христа среди учителей» (Центральная Россия). В настоящее время известно небольшое количество подобных икон, их редкость обусловлена сложностью хранения.
Иконографическую традицию Русского Севера представляют иконы «Явление Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому», «Ветхозаветная Троица», «Деисис», «Усекновение главы Иоанна Крестителя», «Благовещение».
XVIII столетие представлено иконами, вышедшими из мастерских старообрядцев на Выгозере (Карелия), а также из-под кисти иконописцев Вятки, Палеха, Павлово-на-Оке, Невьянска (Средний Урал). Ярким примером данного периода является очень редкая икона XVIII века из Невьянска — «Божия Матерь Одигитрия с избранными святыми».
На выставке также можно увидеть иконы XIX и начала XX столетия, написанные в Палехе и Мстёре.
Корсунская епархия /Патриархия.ru