Митрополит Волоколамский Иларион открыл научно-практическую конференцию «Степан Васильевич Смоленский и русская духовная музыка»

6 марта 2018 года в актовом зале Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия стартовала научно-практическая конференция «Степан Васильевич Смоленский и русская духовная музыка». Организаторами мероприятия выступили Общецерковная аспирантура и докторантура и Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского.

Конференцию открыл председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры митрополит Волоколамский Иларион. Приветствуя собравшихся, владыка подчеркнул, что конференция проводится в рамках Московского великопостного хорового фестиваля, который, в свою очередь, стал возможным благодаря соглашению о сотрудничестве между Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Московской государственной консерваторией. Архипастырь также выразил надежду на то, что фестиваль «станет ежегодным, а конференции, подобные сегодняшней, станут лишь началом долгого и взаимно интересного творческого общения».

Ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры особо отметил, что «совместная научно-практическая деятельность Церкви и музыкального сообщества в России… связана, в первую очередь, с именем Степана Васильевича Смоленского, выдающегося регента и исследователя церковной музыки, которому потому и посвящена настоящая конференция. По сути, с его именем и с деятельностью Московского Синодального хора, регентом которого в 1886 году был назначен В.С. Орлов, связана целая новая эпоха в истории русского церковного пения. Директором хора стал С.В. Смоленский, а помощником регента ― А.Д. Кастальский. Под руководством этого звездного триумвирата Синодальный хор превратился в один из лучших церковных хоров России».

По мнению ректора ОЦАД, многосторонняя деятельность С.В. Смоленского заслуживает тщательного исследования специалистов по церковной музыке. «В 1880-е годы С.В. Смоленский издал "Описание рукописей Соловецкой библиотеки", описание ирмологии Новоиерусалимского монастыря и "Азбуку" Александра Мезенца, совместно с С.А. Рачинским составил программу изучения знаменного пения для духовных учебных заведений».

После переезда в Москву началась работа С.В. Смоленского «в качестве заведующего кафедрой истории церковного пения Московской консерватории и директора Синодального училища. Училище стало учебным заведением будущих знатоков, ценителей и профессиональных работников на поприще древнего церковного пения. Одновременно началась и совместная деятельность с регентом Василием Орловым по преобразованию в "русском направлении" репертуара Синодального хора».

В 1890-х годах С.В. Смоленский стал главным идеологом и вдохновителем «нового направления» в русской духовной музыке, «основанного на стремлении освободить церковное пение от "европеизма", приблизив к образцам русского народного музыкального творчества». Оно представлено широким кругом имен, среди которых известные всем композиторы: С.В. Рахманинов, А.Д. Кастальский, А.Т. Гречанинов, П.Г. Чесноков, А.В. Никольский, В.С. Калинников, М.М. Ипполитов-Иванов, К.Н. Шведов, Н.С. Голованов, Д.В. Алеманов.

С.В. Смоленский также стал одним из основоположников русской музыкальной медиевистики. «Результатом его большой и кропотливой собирательской работы явилось создание научно-музыкальной библиотеки певческих рукописей в Синодальном училище. Как археограф Смоленский выступал организатором первой научно-музыкальной экспедиции на Афон. В Петербургском обществе любителей древней письменности он возглавлял отдел разыскивания и издания памятников певческого искусства».

Завершая свое приветственное слово, владыка подчеркнул, что дело С.В. Смоленского «успешно продолжается в наши дни: многие хоры в храмах и на концертных площадках поют знаменным распевом, ученые работают с древними отечественными певческими рукописями, интерес к древнему пению не угасает. Настоящая конференция призвана послужить развитию этого благого дела, а также осмыслению интереснейшего опыта Смоленского как педагога, регента и ученого».

Затем владыка передал слово ректору Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Александру Соколову. По его словам, выступление митрополита Илариона стало импульсным докладом конференции, «задающим очень важный вектор всей дальнейшей научной работе». А.С. Соколов также отметил, что сотрудничество Общецерковной аспирантуры и докторантуры и Московской консерватории «за очень короткий срок дало значительные результаты». Великопостный фестиваль, «в структуре которого была изначально предусмотрена такая замечательная конференция, ― основа очевидной традиции, которую мы будем развивать», поскольку такой подход, позволяющий «сомкнуть фланг научного подхода … с возрождением певческой практики», чрезвычайно актуален сейчас.

Заведующий кафедрой хорового дирижирования Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского Лев Конторович выразил благодарность владыке Илариону и коллективу ОЦАД, чьими усилиями был реализован проект Великопостного фестиваля, который объединит множество известных и молодых хоровых коллективов со всей России, а также из Белоруссии.

Л.З. Конторович возглавил последующее научное заседание, модератором которого выступил руководитель Управления по общественным связям и протоколу Общецерковной аспирантуры и докторантуры Мигель Паласио.

В ходе заседания выступили: профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского доктор искусствоведения Наталья Плотникова (тема доклада «"В настойчивых исканиях новых художественных дорог": партесное многоголосие в трудах С.В. Смоленского»); проректор по научно-исследовательской работе Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова кандидат искусствоведения Юрий Карпов («С.В. Смоленский и Казань: век XXI»); доцент кафедры теории музыки и композиции Казанской государственной консерватории имени Н.Г. Жиганова кандидат искусствоведения Айсылу Гумерова («Православные певческие традиции народов Среднего Поволжья: от С.В. Смоленского ― к нашим дням»); доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкального и хореографического искусства Адыгейского государственного университета, регент Воскресенского храма г. Майкопа Светлана Хватова («Творчество С.В. Смоленского в современном богослужебном репертуаре»); магистрант Института искусств Адыгейского государственного университета, регент храма Покрова Пресвятой Богородицы станицы Чамлыкской Краснодарского края Дарья Плехова («Трехуровневая система хорового образования в России светской и духовной традиции: к возрождению традиций С.В. Смоленского»).

Также в заседании приняли участие художественный руководитель и главный дирижер Московского Синодального хора Алексей Пузаков, доцент кафедры богословия и литургики Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Михаил Желтов, музыковеды, сотрудники ОЦАД и Московской консерватории.

В ходе дискуссии было сформулировано общее предложение о развитии сотрудничества между Церковно-общественным советом при Патриархе Московском и всея Руси по развитию русского церковного пения, Общецерковной аспирантурой и докторантурой и Московской государственной консерваторией.

По окончании первого дня работы конференции в храме Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором Патриаршего Черниговского подворья состоялся концерт мужского вокального ансамбля «Хронос».

Работа научно-практической конференции «Степан Васильевич Смоленский и русская духовная музыка» продолжилась 7 марта в Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского.

Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru

соц.сети