Завершилась первая сессия всероссийского научно-практического семинара «Теология и образование: вектор развития»

18 мая 2018 года в Общецерковной аспирантуре и докторантуре имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия прошел второй день всероссийского научно-практического семинара «Теология и образование: вектор развития» .

Работу первой секции второго дня семинара открыла презентация Научно-образовательной теологической ассоциации , которую провела Г.И. Теплых, исполнительный директор Ассоциации и руководитель Управления научных и образовательных проектов ОЦАД. В презентации были изложены основные моменты, касающиеся истории создания Ассоциации, принципов ее работы, достигнутых результатов и текущих задач. Докладчик также подчеркнула открытость НОТА к сотрудничеству с вузами, которые искренне заинтересованы в становлении теологии и готовы работать для ее развития. Было отмечено, что расширение сотрудничества — это основополагающее направление развитие НОТА, поскольку главной ее задачей является консолидация усилий экспертов со всей страны и системный подход к формированию единой структуры федерального уровня.

Г.И. Теплых также обозначила актуальные цели, которые стоят перед членами НОТА и участниками семинара — это определение стратегии и концепции формирования теологии как научного направления в российских образовательных учреждениях. Итогом совместной работы специалистов должна стать полноценная «дорожная карта» направления, которая заложит общие базовые принципы преподавания теологии и дальнейшего развития ее как науки.

После проведения презентации участники семинара приступили к практической части работы. Она началась с доклада С.А. Гусовой, заместителя начальника Учебно-методического управления РГГУ и эксперта РОН. Выступающая поделилась с участниками семинара опытом проведения аккредитационной экспертизы. В своем докладе С.А. Гусова осветила распространенные ошибки образовательных учреждений во время прохождения процедуры аккредитации, рассказала о методике ее проведения на всех стадиях, начиная с проверки сайта образовательной организации. Многие затронутые темы вызвали в зале широкий резонанс и обозначили необходимость проведения совместной работы с целью устранения существующих нестыковок в актуальном законодательстве и утверждения новых законодательных принципов. Так, в повестку дня вошла необходимость разведения стандартов преподавания теологии в светском образовании и при подготовке священнослужителей; а также выстраивания новой законодательной базы для проведения вступительного отбора в соответствии с особыми критериями, установленными духовными образовательными учреждениями. Выступление продолжилось дискуссией участников семинара, в ходе которой собравшиеся поделились опытом прохождения аккредитации, обсудили актуальные вопросы.

Далее в работе состоялся перерыв, в ходе которого одна из участниц семинара, Р.М. Рупова, заведующая кафедрой теологии Российского государственного социального университета, член Союза писателей России, представила свое поэтическое сочинение — поэму «Вселенские соборы».

Возобновила работу семинара вторая секция, открывшаяся пробным собеседованием претендентов на получение полномочий эксперта в соответствии с государственным стандартом. Комиссия, которую возглавил аккредитованый эксперт РОН протоиерей Олег Ребизов, проректор Смоленской семинарии по учебной работе, задала соискателям вопросы по содержанию предыдущих секций семинара и федеральных нормативных актов, знание которых входит в число требований для получения экспертных полномочий. Содержание вопросов при этом соответствовало актуальным вопросам, которые используют при тестировании и собеседовании сотрудники Росаккредагентства. Участники семинара единодушно отметили высокую практическую пользу подобного собеседования и приняли в нем активное участие.

В продолжение практической работы состоялась третья секция, посвященная вопросам нормативно-правового регулирования теологического и религиозного образования. Она прошла в формате панельной дискуссии законодательного регулирования церковной аккредитации. Дискуссию возглавил протоиерей Михаил Вахрушев, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Для обсуждения Михаил Вахрушев предоставил доклад, освещающий прохождение профессионально-общественной церковной аккредитации образовательных учреждений и образовательных программ по направлению «Теология». В своем выступлении докладчик подробно осветил все аспекты церковной аккредитации и предъявляемые для ее прохождения требования, такие как профильная подготовка преподавателей, наличие и регламентированный объем базовых дисциплин, соответствие рабочих программ богословской традиции, взаимодействие с епархией и результаты обучения. Михаил Вахрушев отметил, что церковная аккредитация служит как для установления стандартов качества религиозного образования, так и для стимулирования профессиональных успехов руководителей образовательных учреждений и теологических кафедр, которые могут стать кандидатами в эксперты Росаккредагентства.

Заявленную тему продолжила в своем выступлении М.А. Манойлова, заведующая кафедрой теологии Псковского государственного университета, член Федерального УМО по теологии. Она поделилась с участниками семинара опытом подготовки и прохождения профессионально-общественной церковной аккредитации программ подведомственной кафедры теологии. Докладчик рассказала об этапах подготовки, ходе церковной аккредитации и ее результатах. М.А. Манойлова особо отметила, что церковная аккредитация и рекомендации, которые предоставила экспертная комиссия, положительно сказались на качестве религиозного образования, реализуемого кафедрой, позволили выявить сильные и слабые стороны текущего образовательного процесса и существенно оживили литургическую жизнь кафедры.

Обсуждение прокомментировал руководитель учебно-методического управления ОЦАД А.В. Гусев, отметив то, что церковная аккредитация успешно способствует подтверждению качества кафедр и признанию реализуемых программ по направлению теологии со стороны профессионального сообщества.

Итогом панельной дискуссии стал вывод о том, что прохождение общественно-профессиональной церковной аккредитации — это необходимое условие для развития теологии и достижения соответствия предъявляемым к этой научной программе требованиям.

Заключительным стал доклад о реализуемом стандарте ФГОС 3++, который представила М.В. Таланкина, старший преподаватель кафедры теологии Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета , ученый секретарь Федерального УМО по теологии, специалист Учебного комитета Русской Православной Церкви, эксперт РОН. М.В. Таланкина осветила актуальные ФГОС по теологии, которые в данный момент проходят процедуру утверждения, и их основную доминанту — аутентичное содержание богословского образования. Этот доклад также затронул такие актуальные темы, как получение дополнительных профессиональных профилей при прохождении теологических программ, которое позволит специалистам по теологии заниматься преподаванием в образовательных учреждениях всех уровней.

Для подведения итогов семинара с заключительным словом выступил проректор по научной работе ОЦАД профессор Д.В. Шмонин. Он остановился на некоторых вопросах развития теологии как отрасли знания, предметной области и направления подготовки, напомнив, что в объем теологии входит все систематическое и дисциплинарно организованное знание, которое выстраивается на вероучительном и ценностно-мировоззренческом фундаменте религии, но далеко выходит за рамки внутрицерковных вопросов. В этом смысле теология — дисциплинарно организованное богословское знание, в том числе, с новыми «отраслями», дисциплинами, направлениями исследования, такими как христианская антропология, теология культуры или теология образования. И здесь теология по крайней мере не уступает в «объективности» и «научности» таким гуманитарным отраслям как философия.

Теология может и должна занять достойное место в системе образования и науки, формируя мировоззренческие и ценностные горизонты современной личности. Создание качественной и современной системы теологического образования в России — фактор устойчивого развития государства, межрелигиозного мира. На нынешнем этапе развития теологии важна консолидация усилий органов государственной власти и управления образованием, научно-педагогического сообщества, религиозных традиций и их объединений (таких как Межрелигиозный совет России ). Ряд консолидирующих можно и нужно решать в форматах Межрелигиозного совета, Федерального УМО по теологии, Научно-образовательной теологической ассоциации. Еще раз отметив заинтересованность государства в развитии теологии, о чем говорит уровень состоявшегося накануне совещания с участием ректора ОЦАД митрополита Волоколамского Илариона , заместителя руководителя Рособрнадзора Н.А. Наумовой, директора Росаккредагентства Л.С. Измайловой, главного советника Управления Президента РФ по внутренней политике А.В. Третьякова, заместителя директора департамента государственной политики в сфере высшего образования С.А. Пилипенко, ректора МАРХИ Д.О Швидковского, проректор ОЦАД по научной работе Д.В. Шмонин поблагодарил участников семинара за активную совместную работу и выразил надежду на будущее сотрудничество с целью становления теологии как научного и образовательного направления и решения актуальных задач.

В завершение состоялась торжественная выдача сертификатов, удостоверяющих участие в научно-практическом семинаре, которые также послужат основанием для получения сертификата эксперта НОТА по прохождению следующих сессий данного семинара.

Всероссийский научно-практический семинар «Теология и образование: вектор развития», проходивший 17-18 мая на базе Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, открыл работу Научно-образовательной теологической ассоциации по подготовке экспертов по направлению «Теология» для осуществления аккредитационной экспертизы образовательных учреждений. В семинаре приняли участие 47 участников из 34 образовательных организаций; из них 7 аккредитованных экспертов РОН, участников в священном сане 13, один ректор и 13 проректоров вузов, члены Федерального УМО по теологии.

Учредителями семинара выступили ОЦАД, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Северо-Кавказский федеральный университет, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет; в числе образовательных организаций приняли участие Московская духовная академия, Санкт-Петербургская духовная академия, Российский государственный гуманитарный университет, Российский государственный социальный университет, Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова, Кубанский государственный университет, Академия хорового искусства, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, Псковский государственный университет, Саровский физико-технический институт Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ», Кемеровский государственный институт культуры, Миссионерский институт Екатеринбург), Русская христианская гуманитарная академия, Свято-Филаретовский православно-христианский институт, Славяно-греко-латинская академия, Московский исламский институт, Болгарская исламская академия, Санкт-Петербургская евангелическая богословская академия, православные духовные семинарии (Казанская, Калужская, Смоленская, Екатеринбургская, Сретенская, Оренбургская, Самарская, Тамбовская, Омская, Саратовская).

Следующая сессия научно-практического семинара «Теология и образование: вектор развития» запланирована на осень 2018 года и будет приурочена ко Второй Всероссийской конференции по теологии.

Пресс-служба ОЦАД /Патриархия.ru

соц.сети