8 июня 2018 года, впервые за сто лет, в главном храме Соликамска — Свято-Троицком соборе — прошла Божественная литургия. Богослужение в девятую пятницу по Пасхе возглавил архиепископ Соликамский и Чусовской Зосима . Выбор дня празднования связан с событиями в летописи города, который готовится встретить 600-летний юбилей.
В начальный период своей истории Соликамск, расположенный на окраине русских земель, не имел ни крепостных сооружений, ни военной силы и неоднократно страдал от набегов соседей — манси, ногайских и сибирских татар. Самый кровопролитный набег произошел 25 мая 1547 года, когда на Усолье Камское, как тогда назывался Соликамск, напали ногайцы. Они сожгли город и окрестные селения, побили, согласно летописным сведениям, 886 человек, остальные в ужасе рассеялись по лесу. Однако усольцы организовались и с помощью подоспевшего отряда из Искора, посланного великопермским наместником, победили ногайцев 30 мая — в том году девятую пятницу после Пасхи.
В память о спасении Соликамска с конца XVI века горожане стали ежегодно проводить крестный ход. В 1709 году Церковь запретила его, ввиду отсутствия в этот день православных праздников. В течение почти десятилетия крестный ход в девятую пятницу не проводился, но богомольцы продолжали по привычке сходиться в город со всей округи. Местные священники и горожане неоднократно направляли челобитные в Вологодскую епархию, к которой тогда относился Соликамск, с просьбами о возобновлении праздника в девятую пятницу. При этом подчеркивалось, что не соблюдается древний обет предков, утрачена традиция, скудеет церковная казна от потери большого количества богомольцев, но на все челобитные следовал новый запрет.
В 1718 году соликамские священники и горожане направили к архиепископу Вятскому и Великопермскому Алексию новую делегацию во главе с земским старостой Тучнолобовым, человеком настойчивым и красноречивым. Разрешение на возобновление крестного хода было получено, и девятая пятница по Пасхе прочно заняла свое место в православном календаре Верхнекамья. Традиции празднования дополнились проведением крестного хода вокруг всех церквей, а с начала XIX века в этот день в Соликамске стали проводить и ярмарку. В наше время традиция отмечать девятую пятницу по Пасхе возрождена.
Свято-Троицкий собор был заложен в 1684 году по благословению Вятского епископа Ионы на средства соликамцев. По преданию, ввиду отсутствия средств строители обратились к царской семье с просьбой оказать денежное вспомоществование из казны. По указу соправителей Иоанна и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны в 1688 году «из Новгородского приказа в Приказ большой казны велено: соликамскому земскому старосте Дмитрию Емельянову с товарищами и мирским людям дать великих государей жалованье на строение соборной церкви двести рублей из тамошних таможенных и кабацких доходов». По тем временам, когда изба стоила менее рубля, сумма была немалая, ее хватило на достройку храма и на его убранство.
В память о царском жаловании в специальное углубление в южной стене Троицкого храма был вставлен круглый изразец с изображением государственного герба — двуглавого орла, на западном фасаде выложили из кирпича рельефную корону. В настоящее время можно увидеть только корону, изразец был уничтожен после февральской революции 1917 года как символ царской власти.
Престолов в Свято-Троицком соборе было три: главный, во имя Святой Троицы, освящен 28 июня 1697 года, южный, во имя Иоанна Предтечи, освящен в 1689 году, и западный, во имя святителя Николая, —17 июля 1693 года. В храме находился образ святителя Николая Чудотворца в складном киоте, пожалованный городу Иваном Грозным. Образ этот был в особом почтении у соликамцев, и перед ним всегда горела неугасимая свеча. К стенам Троицкого собора подступала торговая площадь, а в подклете храма и под его крыльцами, в десяти «палатках» с отдельными выходами были устроены склады для хранения купеческих товаров, сдававшиеся в аренду. Рядом с собором находилась торговая площадь с гостиными дворами и деревянными торговыми палатками.
В конце XVIII — первой половине XIX века экономика Соликамска переживала глубокий упадок. Город потерял значение крупного торгового центра, Сибирский путь прошел южнее. Многие жители покинули Соликамск, приходы значительно сократились. Троицкий собор в то время стал приходским храмом, к которому приписали ряд других церквей.В 1916 году Троицкий собор получил статус кафедрального — в нем была открыта кафедра викарного епископа Пермской епархии. В ведении Соликамского епископа состояло 140 храмов и 8 монастырей. В 1917 году на эту должность был назначен епископ Феофан, за призывы против советской власти принявший мученическую кончину и в настоящее время канонизированный.
Троицкий собор оставался действующим до 1929 года, несмотря на попытки закрытия храма. Сохранилось письмо прихожан в городской совет от 1926 года с просьбой не закрывать собор. Община верующих в то время при храме насчитывала чуть больше сорока человек.В 1929 году в Соликамске было организовано «Общество воинствующих безбожников». Его члены занимались травлей священников и прихожан и настоятельно рекомендовали властям закрыть в городе все церкви. 4 октября 1929 года решением президиума Верхнекамского окрисполкома договор с группой верующих по использованию в качестве молитвенного здания Троицкого собора был расторгнут. В акте обследования указывалось на невыполнение верующими обязательств, неимение средств и отказ от ремонта здания. Собор закрыли, общину верующих распустили, иконостас и настенную роспись уничтожили.
В том же 1929 году в Соликамске обществом краеведов был создан музей, получивший Троицкий собор для размещения своих экспозиций. В годы войны храм использовался как склад эвакуированных ценностей четырнадцати музеев Советского Союза, в том числе Государственного музея архитектуры, Государственного Русского музея, Государственного музея культур Востока, Государственного театрального музея им. Бахрушина, Государственного музея керамики, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и других. После войны здание пустовало. В 1960-70-е годы была проведена его реставрация под руководством архитектора Ф.М. Тольцинера: убраны внутренние перекрытия, расчищены и восстановлены оконные проемы, обновлен декор фасадов.В 1982 году здание Троицкого собора было вновь передано Соликамскому краеведческому музею.
С 1992 года в Троицком соборе размещается экспозиция «Девятая пятница», посвященная главному местному празднику Соликамска. На месте утраченного иконостаса размещается панно с художественной композицией фрагментов жизни города начала ХХ века. Галерея-трапезная используется как выставочный зал отдела истории. Несколько раз поднимался вопрос о передаче храма верующим, но пока он остается открытым.
Сегодня собор находится в стадии реставрации: установлены новые купола, отремонтированы наружные стены. 8 июня 2018 года, в день празднования девятой пятницы по Пасхе, местночтимого праздника в честь избавления града Соликамска от разорения, над западным крыльцом Свято-Троицкого собора установлена мозаичная икона Святой Троицы. В стенах храма состоялся также фестиваль православного песнопения, который решено проводить ежегодно в девятую пятницу по Пасхе.
По материалам Соликамской епархии
Патриархия.ru