Комиссия США по вопросам международной религиозной свободы издала ежегодный отчет, содержащий данные о «нарушениях религиозной свободы в мире». Как сообщает портал «Интерфакс-Религия» , председатель Совета Российской ассоциации защиты религиозной свободы кандидат исторических наук А.И. Кудрявцев прокомментировал доклад Государственного департамента США о религиозной свободе в мире за 2017 год, в котором, в частности, говорится о притеснении религиозных меньшинств в России. Текст приводится ниже полностью.
Ежегодный доклад Государственного департамента США о религиозной свободе в мире за 2017 год следует в фарватере аналогичных документов за предыдущие годы, по-прежнему в ангажированном ключе освещая религиозную ситуацию в России. Как и ранее, основной упор в тексте доклада делается на защите миноритарных религиозных организаций и групп, при игнорировании истории и традиции присутствия в обществе мажоритарных религиозных общин.
Центральное место в документе уделяется Свидетелям Иеговы, сайентологам и другим религиозным организациям сектантского характера. Учитывая недавний запрет Свидетелей Иеговы, доклад с особой степенью детализации описывает меры принуждения, предпринятые против этой организации, что создает у читателя впечатление, будто бы представители данной структуры являются соавторами документа. Разумеется, аргументы правоохранительных органов в данном контексте не находят никакого отражения.
Критика действий органов государственной власти России в очередной раз сосредоточена на законодательстве о противодействии экстремистской деятельности. Авторы доклада подробно сообщают о мерах, принимаемых против экстремистов, прикрывающихся исламом, почему-то рассматривая это как нарушение религиозной свободы.
Доклад содержит сведения о судебном приговоре против блогера Р. Соколовского за «ловлю покемонов в храме и антирелигиозное видео», а также о похожем случае в Сочи (дело Виктора Ночевнова, приговоренного к штрафу за распространение антихристианских картинок в социальных сетях). При этом очевидно, что факты, изложенные в вышеупомянутом приговоре, остались вне поля изучения составителей документа.
На страницах документа традиционно критикуют Русскую Православную Церковь, то указывая на якобы незаконно предоставляемые ей привилегии, то присваивая ей заинтересованность в преследованиях религиозных меньшинств.
При этом игнорируется неоспоримая роль православия в становлении российской государственности, развитии ее духовности и культуры.
Еще одной особенностью доклада в части, посвященной России, является попытка обвинений ее властей в антисемитизме. И это в нашей стране, где иудейская община, по признанию ее лидеров, чувствует себя свободно и ничем не умалена в своих правах в сравнении с другими историческими религиозными общинами. Так, в тексте документа подробно описывается скандал в связи с высказываниями некоторых депутатов Государственной Думы относительно роли евреев в протестах против передачи Церкви Исаакиевского собора, а также сюжет, связанный с «ритуальным убийством» царской семьи. Данные эпизоды, равно как и искусственно подобранные выступления представителей иудаизма, необоснованно преподносятся читателю как доказательство антисемитизма.
При этом всегда умалчивается, что США являются одним из основных центров деятельности отрицателей Холокоста, которые надежно защищены от уголовного преследования Первой поправкой к Конституции о свободе слова.
Доклад был и остается крайне политизированным средством обобщения взглядов оппозиционных групп и ангажированных медиаресурсов для критики политики России в области религии. Причем для верификации своих обобщений авторы используют лишь диалог с религиозными меньшинствами, хотя и указывают на встречи с лидерами традиционных религий. К сожалению, результаты встреч с последними не находят отражения в тексте публикуемого документа.
В целом содержание очередного доклада Государственного департамента США, как всегда, обусловлено политическими целями и приоритетами американского государства и служит инструментом давления, позволяющим вмешиваться во внутренние дела государств, где реализация свободы совести идет вразрез с ее американским пониманием.
Эксперты Российской ассоциации защиты религиозной свободы, основной задачей которой является осуществление мониторинга соблюдения свободы совести в России и современном мире, продолжат и впредь отстаивать принципы мирного межрелигиозного сосуществования в нашей стране и противодействовать попыткам использовать религиозную ситуацию в России для внешнего давления.
Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru