1-2 октября 2018 года в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге состоялась международная конференция «Богословское осмысление проблем зависимости: православный и католический взгляд». Форум был организован Отделом внешних церковных связей Московского Патриархата и Санкт-Петербургской митрополией в сотрудничестве с благотворительными фондами «Диакония» (Санкт-Петербург) и «Старый Свет» (Москва) при поддержке фонда «Помощь Церкви в нужде». В конференции приняли участие около 60 человек — священнослужителей, церковных социальных работников и экспертов из России, Польши, Румынии, Германии и Белоруссии.
Конференцию открыл модератор встречи, руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Каменский и Алапаевский Мефодий .
С приветственным словом выступил ректор католической семинарии «Мария — Царица апостолов» священник Константин Передерий, который отметил положительный аспект сотрудничества Православной Церкви и Католической Церкви. По его мнению, особую важность в этой работе приобретает перспектива создания программы по работе с наркозависимыми для духовных школ, чтобы лучше подготовить семинаристов к встрече с проблемами зависимости.
Глава Русского отдела фонда «Помощь Церкви в нужде» Петр Гуменюк в приветственном слове отметил международный характер конференции и поблагодарил от имени руководства фонда митрополита Ладожского и Санкт-Петербургского Варсонофия за поддержку в подготовке и проведении форума.
Епископ Каменский Мефодий в своем докладе «Зависимость как страсть» призвал обратиться к аскетике, святоотеческому опыту, согласно которому существует восемь основных страстей, а остальные являются сочетанием и «производными» их. Это относится и к греху наркомании. «Всегда есть страсть-родительница, и эта страсть становится неотъемлемой частью своего исчадия — наркомании. Приступая к борьбе с наркотической зависимостью, конкретному человеку нужно разобраться, чьим порождением его страсть является, и только в этом случае можно назначить правильный курс духовного лечения», — отметил архипастырь.
Руководитель антинаркотической программы Румынской Православной Церкви священник Юлиан Негру в докладе «Приход как терапевтическое сообщество» представил разные модели лечения зависимости, в частности, медицинскую, указав на ее недостатки. В рамках «моральной модели», принятой на приходах, наркоман не рассматривается как жертва, он отвечает за собственное поведение и свои поступки. «Цель наша неизменна — реинтегрировать человека в жизнь прихода», — подчеркнул отец Юлиан.
Генеральный викарий католической архиепархии Божией Матери в Москве священник Кирилл Горбунов представил документ Римско-Католической Церкви «Церковь, наркотики и наркомания», который, по мнению докладчика, может быть полезен и для православных специалистов. В документе, в частности, говорится, что Католическая Церковь выступает категорически против либерализации наркотиков и против заместительной терапии; против разделения наркотиков на легкие и тяжелые. Интересными являются рекомендации пастырям по общению с наркозависимыми. «Важна способность к принятию и слушанию. Для наркозависимых часто свойственен высокий запрос на духовную жизнь. Он бывает сильнее, чем у большинства здоровых людей. Священнику нужно отвечать на этот запрос», — отметил священник Кирилл Горбунов. По его словам, самая важная часть пастырского подхода — «помощь в обретении надежды».
Диакон Александр Семенов зачитал доклад руководителя сети противонаркотических реабилитационных центров Выборгской епархии протоиерея Сергия Белькова «Анализ понятия страсти в христианской антропологии и аддикции в современной психологии». По мнению автора доклада, понятия страсти и аддикции можно отождествлять, но понятие страсти шире, т.к. связано с понятием греха.
Д-р Себастьян Молдован, профессор нравственного богословия, социальной этики и биоэтики Университета «Лучиан Блага» в Сибиу (Румыния) в докладе «Что за болезнь порок зависимости?», в частности, поставил вопросы: зависимость — это страсть или заболевание? алкоголизм — это то же самое, что пьянство? Традиционное христианство рассматривает алкоголизм как порочное поведение, однако в XIX веке появляется другая интерпретация данной темы: алкоголизм — это заболевание, подобное диабету II типа, ожирению, болезни Альцгеймера, отметил он, в частности, в своем выступлении.
Директор Францисканского центра профилактики зависимости Сан-Дамиано (Польша) священник Павел Хмур рассказал о реабилитации зависимых в монастыре, где братия живет вместе с реабилитантами, молится с ними в одной часовне, а жители близлежащих селений оказывают им поддержку. В центре работают врачи-специалисты из Национального фонда здоровья. «У каждого пациента есть свой терапевт, индивидуальная терапия, у каждого нужно выяснить источник зависимости, есть еще молитвенные группы», — рассказал отец Павел.
Исполнительный директор благотворительного фонда «Диакония» Елена Рыдалевская представила доклад «Зависимость как отчужденность». «Наркомания или алкоголизм приводят к максимальному расстройству всех сил души человека: умной, чувственной и вожделевательной. Наиболее точное определение состояния зависимых от алкоголя и наркотиков находим у св. ап. Павла: «…помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4. 18-19). Удивительно, что это описание во многом совпадает с определением шести признаков аддикции, описанных профессором В.Д. Менделевичем в ХХ веке: продолжение употребления, несмотря на вредные последствия; потребность в приеме вещества или возбуждении определенной активности (в случае игромании); нарушение способности контролировать поступки; состояние отмены; признаки толерантности; прогрессирующее забвение альтернативных интересов». Подробно рассмотрев в докладе эти признаки, Елена Рыдалевская заключила: «В широком смысле сама Церковь Христова — это изначально благодатное терапевтическое пространство для больного зависимостью от греха человечества. Поэтому ничего нового в нашем процессе реабилитации, кроме специализации по наиболее асоциальным проявлениям зависимости, нет. Но есть неизбежно новый язык определений и подробная разработка аскетических действий, то есть конкретных упражнений в самодисциплине, самоограничении, рефлексии, направленных на внутреннее преображения и изменение, сообразных реалиям современности, которые в конечном итоге приводят к полному и глубокому осмыслению и изменению собственной искажённой природы человека, предпринимающего эти действия».
Руководитель Координационного центра по противодействию алкоголизму и наркомании Отдела по благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии , руководитель Православной благотворительной организации «Фавор» протоиерей Максим Плетнев выступил с докладом «Богословский взгляд на зависимость от психоактивных веществ». Рассуждая о богословских аспектах зависимости, он подчеркнул, что человек, употребляющий наркотики, «впадает в ложную, темную духовность». Зависимость от психоактивных веществ — ложная религиозность. «Истинное счастье — бытие с Богом, вечное блаженство. Не живя Богом, не имея твердого основания в вере, человек пытаясь обрести счастье, обретает суррогаты счастья, подмены. Вместо истинного блаженства, которого возможно достичь трудом и благодатью Божией, человек получает антиблаженство — греховное удовольствие», — считает отец Максим.
Доклад клирика храма святителя Николая Мирликийского Чудотворца в Амстердаме архимандрита Мелетия (Веббера) «Проблемы отношения к алкоголю и алкоголикам» зачитал Евгений Проценко. В отличие от заболевших, например, онкологическим заболеванием и вызывающих сочувствие и сострадание, «алкоголик, умирающий от алкоголя, не вызывает ни у кого сочувствия. Чувства, которые он может пробудить у окружающих, далеки от сострадания. Это злость, разочарование, стыд, обида… Важное качественное отличие между раком и алкоголизмом лежит в отношении людей к страдающим этими болезнями… Часто наше отношение к чему-либо основано на предрассудках… Самое важное во всем этом — это то, что такое отношение является отправной точкой на нашем духовном пути — пути, где Господь хочет нас спасти… Церковь, будучи Телом Христовым, не имеет и не может иметь негативного отношения к чему-либо… Если в храм приходит человек, страдающий аппендицитом, мы, естественно, отправим его в больницу, что даст ему возможность получить телесное лечение из рук других людей вне Церкви. В таком случае человек, возможно, вернется в храм, чтобы получить «духовное» лечение, которое ему может предложить Церковь. Если в храм приходит человек, страдающий алкоголизмом, мы его также можем направить в одно из лучших мест, где он может получить лечение, в надежде, что он, возможно, позже вернется в Церковь для получения "духовного" лечения».
На конференции была представлена книга архимандрита Мелетия «Шаги преображения», опубликованная на русском языке издательством «Триада» в 2018 году.
Психолог Евгений Проценко, руководитель Христианского благотворительного фонда «Старый Свет», представил свой доклад «Различное влияние современных и архаичных представлений о зависимости и созависимости на формирование богословских взглядов на эти феномены». Говоря о современных исследованиях, докладчик обратил внимание на генетическую природу такого заболевания, как алкоголизм. Есть народности (североамериканские индейцы, например), у которых проблемы появляются с первым употреблением алкоголя.
С докладом «Богословие и зависимость: некоторые основания курса для духовных школ» выступил руководитель Православного реабилитационного центра «Метанойя» игумен Иона (Займовский). Докладчик отметил важность холистического понимания зависимости, а также отметил актуальность опыта Католической Церкви в работе с зависимыми.
Доклад протоиерея Георгия Акваро, магистра богословия (Потлач, Айдахо, США), «Зависимость как психологическое и чувственное расстройство» огласил священник Юлиан Негру. Автор доклада обратился к текстам святых отцов — к «Добротолюбию», в частности, к поучениям о борьбе с искушениями. «Наркоманы часто имеют огромный опыт переживания чувства страха, который заставляет их употреблять наркотики. Эта склонность испытывать сильную тревогу — сначала на физическом уровне, которая затем переходит на эмоциональный уровень и, наконец, выливается в действия — является ключевой частью опыта большинства наркомана. Только полностью отдавшись и доверившись Богу, наркоман может начать понимать, что его чувство страха искажено, и начать обретать силы пережить это без употребления наркотиков».
Специалист по психологическому консультированию наркоманов, алкоголиков и их семей, директор Реабилитационного благотворительного фонда «Зебра и К» Екатерина Савина рассказала об особенностях духовной реабилитации наркоманов и алкоголиков. «Выздоровление возможно только с Богом и в Боге. Встреча с Богом — вот что может помочь наркоману и алкоголику», — убеждена она. Что касается соприкосновения с темной духовностью, то, по ее наблюдению, «становится видно действие беса в наркомане». «Это не беснование в прямом смысле, но именно бесу противостоит выздоравливающий», — подчеркнула она. Критериями выздоровления являются честность и благодарность.
Лариса Шеховцова, доктор психологических наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии , выступила с докладом «Психологические и духовные симптомы зависимости как страсти».
Ведущий реабилитационной программы «Метанойя-2» протоиерей Алексий Агапов в докладе «Безоценочность как герменевтический принцип в пастырской работе с зависимыми и созависимыми» поделился опытом псалмотерапии — использования Псалтири в своей работе как инструмента, способного вызвать отклик в сердце наркозависимого.
В завершение конференции епископ Мефодий вновь призвал искать ответы у святых отцов и продолжить диалог на тему богословского осмысления проблем зависимости на будущих форумах.
Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru